Удивительное рядом. Сазген сазы.

5 апреля 2012

Итак, как и было мной обещано, начну по порядку подробно освещать события пятницы 30 марта.

Первым местом моего культурного похода стал Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа, уютно расположившийся на окраине парка 28 героев – панфиловцев, и ставший гостеприимным местом проведения музыкально-поэтических вечеров «Алматы – источник вдохновения».

Здание историческое, постройки самого Зенкова 1908 года, сохранившее в себе удивительную энергетику нашего города, которую приумножил сам музей, основанный в 1981 году как собрание уникальных народных казахских инструментов. Тогда же на его базе был создан фольклорно – этнографический ансамбль «Сазген-сазы», призванный оживить инструменты и дать слушателям возможность прочувствовать мощную энергетику, скрытую в них. И надо сказать: им это удалось. Тут признаюсь, к своему стыду, несмотря на то, что наши вечера проходят в здании музея уже практически полгода, я ни разу не удосужился осмотреть экспозицию музея. Все откладывалось на потом, и всегда находились более важные дела, зачастую являющиеся обыденной суетой по сравнению с той вечностью, к которой мне удалось вчера прикоснуться.

Уютные залы музея скрывают в себе поистине духовный клад энергетики и философии народа, разнообразные виды музыкальных инструментов. Среди коих я обнаружил и помянутый мной садак–монохорд, и аналог волынки – желбуаз. Не говоря уже о разнообразии кобызов, домбр и других инструментов. В фойе музея есть огромная карта Казахстана, где указаны места распространения тех или иных инструментов и их точное название. Экспонаты сопровождаются табличками на двух языках с подробным описанием инструмента.

Карта распространения инструментов.

 

Одна из общих витрин музея.

Особенно меня поразил зал, где в двух витринах выставлены оригинальные инструменты, принадлежавшие великим музыкантам и поэтам народа. Среди многочисленных имен – конечно, Абай, Курмангазы, Махамбет и многие другие великие люди. Так вот. Инструменты, являющиеся продолжением их дара, впитали в себя энергетику, и зал буквально ощутимо наполнен силой.

Домбра Абая.

Завершающим штрихом моего посещения стал концерт «Сазген сазы». Проходивший в зале музея и носивший благотворительный характер, для ветеранов.

Музыкантам коллектива удалось передать посредством виртуозного владения инструментами и главное своей душой, вложенной в них, все бескрайности народной музыки. В акустике зала исчезали стены, и был слышен то степной ветер, то журчание горных родников, то неистовый бег табунов. Скажу честно: по эмоциональному воздействию на меня это было подобно первым прослушиваниям Пинк Флойда, но более умиротворенному и спокойному, хранящему силу вырастившей меня земли.

Ансамбль является многочисленным лауреатом различных фестивалей и конкурсов, проводимых за рубежом.

Так что хочется сказать огромное спасибо не только создателю музея и ансамбля, государственному деятелю, историку, ученому-этнографу Узбекали Жанибекову (1931-1998), но и всему коллективу музея, сохранившему великое наследие и постоянно приумножающему его, проводящему различные мероприятия подобные вчерашнему и постоянно пополняющему коллекцию. Так недавно в дар музею была передана домбра знаменитого Нургисы Тлендиева.

Вам же советую не пожалеть времени и сходить в музей. Ведь среди нашей суеты прикосновение к вечному порой не только необходимо, но и исцеляющее. Как-то так.

 

Источник: horde.kz


Наша музыка

Гостевая книга

      Войти

Наше видео